Ціна в роті у кожного: Дантисти перетворили своє престижне ремесло в джерело доходів

Напечатано "Киевский телеграф" 1-7 октября 2004 г.

Престижное ремесло
            




Изначально Творец заложил в человека зубы, предназначенные  грызть жесткую пищу. Но человек на каком-то этапе перестал, образно говоря, жевать морковку, а начал тереть ее на терке. Творец  такой разворот событий предусмотрел,  вложив в конструкцию человека возможность приспосабливаться. Но выработать новые зубы  организм человека  не успел: нашелся какой-то услужливый  умник, который выпилил  кремниевое сверло и «помог» зубу справиться с тертой морковкой. Этот  умник был первым стоматологом. К чему все это привело,  знают приблизительно 85 процентов людей на земле – зубы они потеряли, а профессия дантиста стали престижной и денежной.  Не зря на одном зарубежном сайте молодой человек, выбирающий профессию, серьезно  просил дать совет кем ему стать: юристом или дантистом?

Стоматология – это единственная коммерческая бурно развивающаяся медицинская  отрасль. Коммерциализации профессии   способствовал тот факт, что у человека во рту 32 зуба, а значит как минимум 32 нерва и приблизительно 70-80 каналов. Если человеку вырежут часть желудка – никто из окружающих этого не заметит, а отсутствие зубов влияет на социальное положение индивидуума, на его настроение, жевательные функции и здоровье.  Наладить зубоврачебный бизнес нетрудно: оснащение кабинета стоит сравнительно недорого, места много для него не надо, персонала тоже. Поэтому частные стоматологические кабинеты по количеству приравниваются разве что к аптекам. 
Впрочем, ремесло  стоматолога – не из легких. Оно  относится к профессиям с вредными условиями  труда, а профессиональными заболеваниями зубных врачей являются костно-мышечные деформации, заболевания периферической нервной системы, остеохондроз, нарушение осанки, а также поражения соединительной ткани. От фотополимерных  ламп у зуболечителей  страдают глаза вплоть до  отслойки сетчатки. А от вдыхания мельчайшей зубной крошки развивается силикоз. При  попадании в глаз зубная крошка   вызывает конъюнктивит. Тем не менее, в желающих ковыряться в зубах недостатка нет: все неудобства с лихвой окупаются. По данным американского журнала U.S.News & World Report, составившего рейтинг Best Careers 2008,  средняя зарплата стоматологов составляет $127000 в год, уступая  только инвестиционным банкирам  ($258000) и  консультантам по проблемам управления ($138000). Причем доходы дантистов растут быстрее, чем доходы среднестатистических американцев и  других медицинских работников.
Взвинченные цены на стоматологические услуги объясняются высоким спросом. Хотя и тут стоматологи завидуют хирургам, работа которых гораздо напряженнее и что самое главное – в работе которых такого понятия  как халтура просто не существует. Один российский стоматолог  в интервью посетовал, что операция на сердце измеряется  в тысячах долларах, а челюстно-лицевая – только в сотнях. Ответить ему можно только анекдотом: «Кумонько, а що ви скаржитеся що такі хворі, такі хворі, а кожного ранку від вас якісь дядьки виходять? «Ой, кумо, кумо, як же вам не совісно… Маю один орган здоровими та й тому позаздрили». 
Так вот, высокий спрос на стоматологические услуги привел к тому, что  дантисты сейчас представляют  собой совершенно отдельную касту, работающую в откровенно коммерческой отрасли. Стоматолог изначально идет в профессию зарабатывать деньги, и отбор начинается еще в  медицинских институтах. Случайно в дантисты не попадают. Можно  встретить докторов, которые случайно стали анестезиологами или семейными врачами,  но стоматологом становятся в результате осознанного целенаправленного выбора.   «Большинство дантистов рассматривают себя в качестве бизнесменов от стоматологии, чем практикующими зубными врачами», – говорит доктор Дэвид Нэш, преподаватель детской стоматологии в Университете Кентукки. –  Я цинично смотрю на свою профессию, но  факты говорят сами за себя.  И  это меня смущает».
Коммерция обуславливает определенные правила игры, и дантистам приходится подчиняться законам бизнеса. Пациент у них называется  клиентом,  оказывают стоматологи   медицинские услуги (а не помощь) с предоставлением определенных гарантий. Коммерческая жилка проявляется даже в поведении зубников: подсказать попутно, что надо бы еще посверлить там-то и там-то, предложить кредит, напугать до смерти, что если клиент его не послушается, то потеряет все зубы. И здесь идет вторичный отбор. Если стоматолог попадает в такую клинику, где его песочат за то, что он мало навязал клиентам дорогостоящих операций, и если такой подход противоречит его внутренним принципам,  то такой стоматолог носит высокое звание «врач» и  рано или поздно он такую клинику покинет.  К несчастью для своего кошелька, но к счастью для своего душевного равновесия. К нему потянется не очень обеспеченная часть населения, но зато закрепится репутация порядочного человека.  Именно такие врачи будут за минимальную цену терпеливо лечить канал в три-четыре  посещения и не брать отдельную плату за то, что движением руки сковырнули старую пломбу.
Но вернемся к коммерческим дантистам. Первое их правило – по возможности не информировать клиентов о тонкостях выполненных операций  и избегать трудоемких и недорогих способов лечения.  Хотя стоматологи старой советской школы, привыкшие  рвать  все подряд и ставить мосты, уходят в прошлое и сейчас принято корни зуба сохранять до последнего, но правила бизнеса заставляют дантистов сокращать время обслуживания каждого клиента.  Продемонстрировать данное утверждение можно на каналах. Эндодонтия (лечение каналов зуба) дала украинским стоматологам  новый  источник дохода. Если раньше цену устанавливали за вылеченный зуб в целом, то теперь – за лечение каждого канала. Причем  стоимость лечения канала в любом случае устанавливается на уровне рыночных – обработал дантист канал как положено или нет.  Ведь самое главное в эндодонтии – заполнить канал до верхушки по всей     длине и ширине. Но для этого нужно или терпение или специальное оборудование. В большинстве частных кабинетов такое оборудование отсутствует,  равно как и терпение у его работников.
Другой прием – введение клиента в заблуждение озвучиванием цены отдельной операции. Стоматологи научились оценивать каждое свое движение, но клиенту обычно называют только стоимость одной из операций. Скажем, изначально называют  стоимость пломбы, но счет по окончании  лечения будет раза в два выше, потому что осмотр, удаление старой пломбы, чистка  канала и пломбировка – это отдельные операции, за которые тоже надо платить. Причем зубники   выработали уникальный платный прайс для своих клиентов. Так, если оконных дел мастер приходит на дом, то он бесплатно меряет окна и  устанавливает цену. Не понравилось – приглашай другого мастера, сравнивай и выбирай. Стоматологи установление цены работы, выбор метода лечения называют осмотром и берут за это от 20 до 50 гривен. Поэтому, если клиент захочет походить  по городу и узнать где лечат дешевле и душевнее, то ему за это придется выложить круглую сумму.
Еще один признак коммерции – наличие клиентуры. Если любой другой врач, вылечив пациента, будет безмерно рад никогда больше с ним не встречаться, то стоматолог  должен себе обеспечивать  сохранение и приток клиентуры. И если  он захочет поступить на новое место работы, то первый вопрос работодателя  будет именно о наличии клиентуры. Как у портного или парикмахера. А чтобы поступить на работу в государственное учреждение стоматологи часто дают за место взятки.  Как гаишники…
Конкуренция заставила одонтологов использовать такой инструмент бизнеса как гарантия.  На услуги  с гарантией цены завышены, хотя на самом деле  это – обычный маркетинговый ход. В медицине такого понятия как гарантия нет и быть не может, потому что реакция организма даже на правильно проведенное лечение у разных людей может быть неодинаковой. Дантисты,  переделывая зубы по гарантии, часто  пытаются поставить себя в один ряд с врачами и ссылаются  на возможность неожиданной реакции организма. Но все их  жалобы и сетования  по этому поводу по-детски бессмысленны. Снявши голову по волосам не плачут. И навязав населению коммерческие отношения надо отвечать за свою работу. Высокая плата за услуги подразумевает договорные отношения, в которых дантист обязывается вылечить клиента, а не пытается это сделать. Хотя на самом деле гарантии стоматолога грош цена. Любой  зубник откажется переделывать свою работу под предлогом того, что пациент сам виноват – грыз, например,  куриную косточку. Что тогда делать клиентам: идти в суд?
Кстати о судах.  В Украине редко подают на дантистов в суд. Зная не понаслышке о  многотерпеливом украинском народе, в традициях которого поплакать в платочек вместо того, чтобы набить обидчику морду, можно предположить, что  в суд они идут  только при наличии вопиющих фактов.  Но доказать вину стоматолога очень трудно. Суду нужны веские доказательства, которые  чаще всего предоставить невозможно, потому что медицинские карты легко переписываются ответчиками и их коллегами. Правда, иногда это удается. Например, в Крыму родитель  пятилетнего ребенка  обратился в суд с иском  к Городской стоматологической  поликлинике о возмещении морального ущерба в сумме 5000 грн за неквалифицированную  помощь,  вследствие чего состояние здоровья его сына ухудшилось. Ребенок после проведенного лечения физически страдал, стал раздражительным,  нервным и  панически  боялся докторов. Решением Киевского районного суда города Симферополя иск  удовлетворен частично: с поликлиники взыскано 3000 грн. морального убытка и 8 грн. 50 коп. уплаченной госпошлины.   Стоматологи подали на апелляцию, но их жалоба была отклонена.
А вот в США с дантистами судятся  часто, но там этим занимаются специально натасканные дентальные юристы. Приведем для общего развития украинцев список стоматологических ошибок, по которым американцы подают иски в суд и выигрывают: повреждение нерва, которое повлияло на вкусовые качества или привело к долговременной нечувствительности языка; осложнения после небрежной установки коронок и мостов, применения анестезии или в связи с тем, что  не учитывалось общее состояние здоровья пациента;  неспособность  заметить онкологические заболевания ротовой полости,   болезни околозубной ткани и другие болезни; удаление здорового зуба или нерва из здорового зуба.
             И наконец, реклама как двигатель бизнеса.  Населению уже оскомину набил белый  халат, навязывающий своим клиентам зубные пасты от кариеса. Над вопросом, а зачем клиентам стоматологов иметь здоровые зубы уже не смеется даже Панорамосян, а в утверждение, что одной лишь чисткой зубов можно предупредить кариес, не верят и сами   производители зубных паст.  Как говорится, «если было все так просто, то армянское радио этим бы не занималось». Чистят зубы почти все цивилизованные люди, но толку от этого – одно моральное удовлетворение. В доказательство приведем туземные племена, которые уж пастами точно не пользуются,  но дантистов у них нет, а зубы  есть.  Потому что на состояние зубов влияют экология, генная предрасположенность, питание, образ жизни, нежелание организма приспосабливаться, отбитая много лет назад, и прочая. 
Проблема с зубами актуальна не только в Украине, но и в  странах с развитой  страховой медициной. Обнародованные цифры от Центра по контролю за болезнями и их предупреждением (Centers for Disease Control and Prevention)  показывают, что в США 27% детей и 29% взрослых ходят с дырками в зубах. И количество  разрушенных зубов  растет с каждым годом. На фоне этого бедствия гонорары дантистов растут гораздо быстрее, чем инфляция. В реальных долларах стоимость средней дентальной процедуры выросла на 25% с 1996 по 2004 годы. Среднестатистический американский взрослый пациент тратит в год приблизительно  $600 на лечение зубов, из которых страховщики оплачивают только половину.
Наука, тем не менее,  идет вперед, и люди научились заменять недостающие зубы имплантантами. Биоинженерия  зубов стремительно развивается, и стоматологи мечтают а) в далеком будущем научиться  имплантировать и выращивать зачатки  зубов, б) в ближайшем – отказаться от сверления, в чем им поможет  пескоструйная и лазерная техники. Также они зачем-то обещают населению, что при помощи профилактики проблем  с зубами у них практически не будет, а дантисты будут  заниматься только исправлением прикуса и ортопедией. Но это уже или от глупости или от лукавого...
Однозначно лишь одно:  новые зубы человечество уже не получит никогда.  Мечты об имплантации зачатков – это только мечты и если даже они осуществятся, то природа вне всякого сомнения ответит на этот шаг адекватно. Можно даже предположить, что атрофией десен.  Или  люди будут рождаться без зубов. Зачем экономной и разумной природе тратиться на создание зуба, если услужливая рука дантиста вставит потом младенцам  их зачатки? За определенную плату, конечно...   Нужно же как-то обгонять инвестиционных банкиров и  консультантов по проблемам управления.  
Но все эти головоломки мы оставим своим несчастным потомкам, а пока… Пока государство Украина, к сожалению, совершенно не учитывает особенный статус стоматологов, приравнивая их к другим медицинским специальностям, где, несмотря ни на что,  царят совершенно другие правила. Современный  дантист близок к ремесленничеству, как бы ни обидно это для них это не звучало.  И не потому, что работа у них простая, а потому, что врачей среди них  очень мало. Коммерческая направленность профессии выдвигает на передний план  ремесленников, обладающих набором штампов и идущих в профессию прежде всего за длинным рублем.   На повестку дня аж просится Закон о стоматологии, который бы предоставлял дантистам особый статус, регулировал бы их численность, цены на услуги и ответственность. Если в благополучном США 30% населения ходят с дырками и инфекциями в зубах, то в Украине ситуация раза в 2 хуже. Кто не верит пусть  посмотрит передачу «Ключовий момент», куда приходят в основном   неимущие и средний класс.  Почти у   каждого участника передачи  – видимые дефекты, как то недостача зубов, неправильный прикус или железяки во рту…

Немає коментарів:

Дописати коментар